«МОСКОВСКАЯ ПРАВДА», 16 января 2004 |
НАСЛЕДНИКИ СЛАВЫ ВЕЛИКОГО ПЕТРА
Две яркие личности и неординарные человеческие судьбы — разные и, одновременно, чем-то похожие. Сегодня они не только юбиляры: в конце минувшего года выдающиеся актеры современности Алексей Баталов и Василий Лановой были удостоены ордена Петра Великого. Высшая общественная награда России, учрежденная более двух лет назад Фондом «Менеджеры новой эпохи», была им торжественно вручена на 5-й Петровской Ассамблее XXI века.
Дело Румянцева, Гоши и Тибула
Только при одном упоминании его имени первое, что приходит в голову, -удивительно обаятельный и правдоподобный Гоша из фильма «Москва слезам не верит». Сегодня вряд ли найдешь человека, который остался бы равнодушным к этому герою. А ведь поначалу Алексей Баталов категорически отказался от роли Георгия Ивановича, объяснив свое решение занятостью на преподавательской работе.
Закончив школу-студию МХАТ, сын известных театральных актеров сначала работал в театре, но очень скоро полностью переключился на кинематограф. И выбор оказался верным: практически все его кинороли сразу стали знаковыми. Знаменитый актер создал образ героя-мужчины, о котором мечтают женщины и по-доброму завидуют мужчины: молодой рабочий Алексей Журбин в «Большой семье», шофер Саша Румянцев в «Деле Румянцева», физик-ядерщик Дмитрий Гусев в «Девять дней одного года». Зрители хорошо помнят и Гурова из «Дамы с собачкой», и петербургского интеллигента Голубкова из «Бега», и Бороздина из фильма «Летят журавли». Эти роли знает не одно поколение зрителей. Десятки, сотни раз увиденные картины с его участием, смотрят снова и снова, осознавая, что это и есть — настоящее кино.
Но Баталов достиг не только кинематографического Олимпа. Театральные работы позволили актеру продемонстрировать незаурядный драматический талант, мягкую манеру исполнения и углубленность в духовный мир героев.
Более полувека Алексей Владимирович отдал театру и кино, и не только как актер. Как режиссер он снял три картины: «Игрок», «Шинель» и «Три толстяка», где сам сыграл одну из главных ролей — канатоходца-революционера Тибула.
Всенародно любимый артист, сценарист и режиссер Алексей Баталов существует вне сплетен и скандалов. «Старомодный современник», как его назвали в одной из публикаций, не любит «тусовки», зато любит работать без дублеров. По мнению партнеров-профи, работать с ним — настоящее наслаждение.
Добрый, умный, честный, интеллигентный — качества, которыми обладают не только его герои, но и он сам. Народный артист СССР Баталов очень демократичен в общении, много наблюдает, размышляет. И более чем кому бы то ни было ему подходит определение: чем человек талантливее и значительнее, тем он проще. А еще о нем говорят: особенный и таинственный, благородный и притягательный, преданный и непостижимый. Но, одновременно, серьезный и немного строгий, — каким, наверное, и должен быть профессор.
Баталов с честью прошел «медные трубы», «воду» и «огонь». Лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола, кумир нескольких поколений российских зрителей крайне редко дает интервью: много времени занимает работа во ВГИКе, где профессор заведует кафедрой актерского мастерства, и на телевидении — в авторской программе о Москве.
Главная его забота сегодня — это ученики, которым он трепетно передает секреты постижения актерской профессии. Однажды Баталова спросили, есть ли у него собственный метод преподавания. На что он с присущей ему скромностью ответил: «Я учу ребят только тому, что знаю сам». Правда, без собственного духовного накопления, как считает он, немыслимо и представить себе ни одно актерское создание.
В ноябре прошлого года ему исполнилось семьдесят пять. Алексей Владимирович отказался громко праздновать свой юбилей, зато от своих французских поклонников получил оригинальный подарок — путешествие в Париж.
Павка, Вронский и капитан Грей
Юбилей кавалера ордена Петра Великого Василия Ланового любители искусства отмечают сегодня. Именно в этот день семьдесят лет назад родился «классик театра и кино» или, как его еще называют, «человек-легенда» отечественного кинематографа. Интересно, что бы ответил Василий Семенович на вопрос: «Кем бы вы были, если бы жили в эпоху Петра I?».
Уже с двенадцати лет Лановой начал заниматься в театральной студии Дворца культуры завода «ЗИЛ» и собирался стать … летчиком. Школу окончил с золотой медалью, поступил на факультет журналистики Московского университета, но, проучившись один семестр, ушел… А уже в 1957 году — в свои неполные восемнадцать — снялся в фильме «Аттестат зрелости». Тогда же пришел в Театр имени Евгения Вахтангова, на сцену которого выходил еще студентом Щукинского училища и с которым связал всю свою жизнь в профессии — вот уже полвека.
Василий Лановой бесспорно человек яркой творческой судьбы. И хотя он так и не сыграл Чадского и Гамлета, о чем так мечтал, его творческой биографии может позавидовать даже самый удачливый актер: не всякому выпадает счастье создать столько замечательных ролей, — как в театре, так и в кино.
Один из самых романтичных литературных образов актер воплотил в фильме «Алые паруса», сыграв непревзойденного капитана Грея. Разве можно было представить в этой роли кого-то еще?
Несмотря на тягу к романтическому образу, Василий Семенович — актер разноплановый, с неограниченным диапазоном. На сцене он сыграл множество запоминающихся ролей — от Огнева («Фронт») и юного политрука Бакланова («Вечная слава») до одной из наиболее удачных театральных работ — обаятельного принца Калафа в «Принцессе Турандот».
Известно, что Лановой любит играть характерные роли, обладает незаурядной способностью придавать своим персонажам черты привлекательности: мечтатель Протасов («Дети солнца») или влюбленный в жизнь Дон Гуан («Каменный гость»). Среди наиболее значительных его работ — преданный революции Троцкий в «Брестском мире», ироничный и тонкий Бернард Шоу в «Милом лжеце» и король Генрих II — в спектакле «Лев зимой».
И все же более широко известен Василий Лановой по кинематографу. Заглавная роль в фильме «Как закалялась сталь» закрепила за ним амплуа героико-романтического плана. Кстати говоря, сегодня Павку Корчагина Василий Семенович уважает «в тысячу раз больше, чем тогда». А есть ли такой герой в сердцах сегодняшних мальчишек и девчонок?
Волевые качества, мужественная внешность и яркий темперамент — эти свойства всегда отличали актера Ланового. Тема героизма, жизни на пределе возможного — одна из ведущих в его творчестве. Его визитная карточка — фильм «Офицеры». В чем феномен успеха этой картины? Почему он так глубоко воспринимается и детьми нашими, и внуками?… Каждое поколение находит в нем что-то свое — кто детство, кто зрелость, кто послевоенное время, а может … своих отцов и дедов. В «Офицерах» есть все: романтизм, реализм, любовь, ностальгия по нашей славной истории. Но есть и некая загадка. И это притягивает. Кстати, роль Ивана Вараввы «первый офицер России» не считает самой большой своей удачей, ведь были и Вронский в «Анне Карениной», и Курагин в картине «Война и мир». Зрители помнят и драматическую ленту «Иду на грозу» и детектив «Петровка, 38». А совершенно уникальный эпизод в «Полосатом рейсе»?…
Среди лучших работ Ланового — Карл Вольф в телефильме «Семнадцать мгновений весны» и «Великая Отечественная», за работу по озвучанию которой он был удостоен Ленинской премии. В числе совсем недавних его киноработ: «Барышня-крестьянка», «Незримый путешественник» и «Крестоносец-2».
Сегодня он много работает в театре, чуть меньше — в кино, любит и знает поэзию — великолепный чтец, заведует кафедрой художественного слова в Училище имени Б. Щукина, профессор. Василий Семенович не любит вопросов о личной жизни, нетерпим к штампу, американизации России и равнодушию — как в жизни, так и в искусстве. Народный артист СССР Василий Лановой, — человек не религиозный, но глубоко верующий в духовность, — считает, что наша общенациональная идея — это Пушкин: своих сыновей назвал Александр и Сергей — в честь великих русских поэтов Пушкина и Есенина. Одного из лучших актеров страны заметно раздражает совсем уж не русское — «секс-символ». Но он не боится «быть консерватором» и абсолютно убежден в том, что общество не может существовать без романтики и возвышенных идеалов. Василий Семенович искренне верит в то, что возрождение России пойдет из провинции.
В профессии артиста, по мнению Ланового, очень многое зависит от случая. Вот и сегодня судьба подарила ему еще один: в день своего бенефиса «кумир семидесятых» выйдет на сцену в роли актера Леметра в трагикомедии французского драматурга Эрика Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений».
Достойные сыны Отечества
Алексей Баталов и Василий Лановой радуют своих зрителей на протяжении вот уже нескольких десятилетий. И пусть они неодинаково относятся к вопросу: «Как бы вы прожили жизнь, если начать все сначала?», их вклад в развитие отечественной культуры невозможно переоценить. Решение о присуждении легендарным актерам ордена Петра Великого было принято авторитетной российской общественной комиссией. Престижная общественная награда «за выдающийся личный вклад и достижения, способствующие процветанию, величию и славе России», имеет особенную ценность, поскольку свидетельствует о признании всем гражданским обществом их незаурядного актерского таланта, неоспоримого авторитета и истинных заслуг перед Отечеством.
Евгений Мохначев