«БОСС», № 5, 2007 |
Виктор Засыпко: «НАШИ НАГРАДЫ ПЕРЕЖИВУТ НАШИХ ДЕТЕЙ»
Об институте общественного признания заслуг перед Отечеством рассказывает автор идеи учреждения общественных наград имени Петра Великого, президент НП «Содружество менеджеров новой эпохи», генеральный директор Международного клуба менеджеров имени Петра Великого В.С. Засыпко.
— Виктор Семенович, как возникла идея учреждения наград имени Петра Великого?
— В нашей истории ведь вряд ли найдется время, равное по своему значению эпохе Петра I. Заслуги соратников по достоинству отмечались царем-реформатором. Сегодня Россия уверенно возвращается на путь экономического лидерства. Наши люди умеют работать не за страх, а за совесть. Но зачастую их усилия никто не оценивает. Возрождая лучшие традиции петровской эпохи, организация НП «Содружество менеджеров новой эпохи» (далее — Содружество) и Международный клуб менеджеров имени Петра Великого, возглавляемый Виктором Рашниковым, в течение уже восьми лет осуществляют ряд проектов общественного признания национального масштаба.
— Расскажите о статусе наград.
— Давно пора утвердить положение об общественных наградах России и квалифицировать их. Они могут быть личными, корпоративными, региональными и общенациональными. С 1999 по 2005 Содружество учредило ряд общенациональных наград и вместе с клубом выступило организатором знаковых мероприятий — Петровских Ассамблей XXI века и Всероссийского конгресса менеджеров. На мероприятиях вручаются ордена, медали, национальные и международные премии, носящие имя Петра Великого.
— Кто присуждает награды?
Содружество учредило награды, но оно их не присуждает. Наши награды имеют статус общенациональных, потому что их присуждает Российская общественная комиссия, которая за 8 лет собиралась 18 раз. На ее заседания собирается более 50 человек: губернаторы, сенаторы, конгрессмены, руководители крупнейших общественных и промышленных предприятий, известные артисты, космонавты.
— Какие требования предъявляются к лауреатам петровской премии?
— В прошлом году на соискание наград было выдвинуто более 3500 лучших управленцев. На каждого из них было подано представление, заведено досье.
Экспертный отдел на основании всесторонней аналитики определяет критерии выбора самых достойных. Учитывается, во-первых, личный деловой авторитет, во-вторых, динамика социально-экономического развития предприятия. Вывод из кризиса целых регионов (яркий пример — Самара, Кемерово) также может стать основанием для присуждения наград.
Кстати, решения о награждении очень редко присуждаются единогласно. Идет острая борьба, и здесь абсолютно исключены взятки и недобросовестные действия членов комиссии.
— Можно ли сегодня говорить о росте популярности премии?
Балтийский флот, награжденный двумя Орденами Красного Знамени, получив орден Петра Великого, стал именоваться «трижды орденоносный». Как правило, орденами и премиями каждые полгода награждается порядка 30-35 человек.
Мы учредили массовую общественную награду — медаль Петра Великого «За трудовую доблесть». Руководитель ДСК-1 В.Е. Кобелев представил 113 лучших работников предприятия к золотым и серебряным медалям Петра Великого. В свою очередь коллектив подал представление на награждение своего директора. Орденами награждены города — Санкт-Петербург, Самара, Красноярск, Махачкала, Новосибирск, Севастополь, Петрозаводск.
Академик Жорес Алферов сказал: «Очень важно, чье имя носит награда, кто ее присуждает, и в какой компании ее получают. Получить орден Петра Великого мне, петербуржцу в компании с Валентиной Терешковой и Михаилом Калашниковым — высочайшая честь».
Церемонии награждений проходят в духе Оскара. По окончании губернаторам и мэрам рассылаются письма, в которых мы просим отметить лауреатов. О них рассказывает местное телевидение, пишут газеты. Поэтому потребность в наградах есть.
— В чем особенность современного этапа деятельности?
— Международный клуб менеджеров — это идеолог, который формулирует философию движения. Клуб учрежден лауреатами и кавалерами национальных наград имени Петра Великого. В его составе более 200 человек, в числе которых 34 губернатора, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, 7 академиков РАН, руководители крупнейших организаций — РСПП, Ассоциации российских банков. Суть философии: талантливый менеджер является главной движущей силой всех преобразований не только в России, но и в мировом сообществе.
Первая функция клуба — лоббировать интересы членов петровского сообщества, помогать им продвигать экономические и социальные проекты. Вторая функция — профсоюзная; это защита прав и интересов членов клуба. Третья — способствовать развитию бизнеса. Ну и четвертая — организация досуга.
— В чем особенность предстоящей 14 Ассамблеи?
— Она будет посвящена Дню России и 335-летию со дня рождения Петра Великого и состоится 12 июня 2007 года в Санкт-Петербурге в Мраморном зале Константиновского дворца. Первым пунктом программы станет заседание международного клуба менеджеров, на котором будет обсуждаться вопрос о создании в России массовой общественной организации, своего рода национального профсоюза руководителей предприятий, наемных управленцев. Известно, что между собственниками и наемными работниками, в том числе и топ-менеджерами всегда существует противоречие. И права наемных управленцев вообще никто не защищает. Вот мы и будем создавать либо профсоюзную организацию, представленную во всех субъектах РФ, либо некий корпоративный союз.
— Помимо основного проекта «Новая эпоха. Лучшие менеджеры России» какие еще направления работы Вы планируете развивать?
— По-прежнему мы реализуем проект Петровские Ассамблеи, на участие в которых всегда очень много заявок. Проводим их два раза в год. В 2003 году в Санкт-Петербурге в рамках празднования 300-летия города прошла одна из самых блестящих Ассамблей, которая проходила в тронном зале Екатерининского дворца. Успешно прошла Ассамблея 22 декабря в Самаре. По словам горожан, это было одно из самых ярких событий XXI века. В настоящее время мы делаем упор на выездные Ассамблеи. Люди просят. Раз просят — будем проводить. Все зависит от потребности субъектов.
Далее, в наши планы входит создание массового экономического телевидения в России. Это должна быть президентская программа. В соответствии с ней на каждом телеканале нужно отвести по 2-3 часа на экономические программы. Ведущие специалисты должны проводить разъяснительную работу для всех категорий населения для того, чтобы народ начал разбираться: что такое акции, облигации, куда можно вкладывать деньги, а куда нет. Рассказывать об экономике хозяйства, об экономике культуры. Второй уровень развития этого проекта — региональный. В каждом регионе выделить на местных каналах тоже по 2 часа. И создать холдинг, акционерное общество. Акции разлетятся моментально. Если он будет создан, то его капитализация уже через год десятикратно возрастет.
Следующий проект: открытие в России музея Петра Великого. На его базе мы хотим создать тематический культурный центр: организовать экспозицию, проводить ассамблеи, деловые встречи, статусные мероприятия, чествование лучших тружеников. Наши награды переживут наших детей.
О. Кошкина