Перейти к содержимому

Кавалеры, наденьте ордена!

«БОСС», № 5, 2006

 

КАВАЛЕРЫ, НАДЕНЬТЕ ОРДЕНА!

Невероятные человеческие судьбы. Удивительные и неординарные личности. Их имена широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но сегодня их объединяет не только известность и высокие звания. Они принадлежат к той когорте прославленных людей, которые носят почетное звание кавалера ордена Петра Великого — высшей общественной награды России.

В этом году вся театральная общественность отмечает большой юбилей — 250-лет назад императрица Елизавета Петровна своим указом основала Государственный императорский театр. Так начиналась история русского театра. Праздник стартует в петербургской “Александринке”. Первопрестольная же примет эстафету торжеств в самом начале осени. И три кавалера одного ордена имеют к этому событию самое непосредственное отношение.

Великому адъютанту от великого Петра

С его именем связана целая эпоха в истории отечественного театра и кинематографа. Ученик Царева и Пашенной, ведущий актер и художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин вот уже почти 20 лет возглавляет этот храм искусства. Мало кому удавалось сохранить славные традиции русского национального театра, его академичность, актерскую школу, сберечь коллектив и создать репертуар заново.

Юрий Мефодьевич — человек яркой творческой судьбы. Свидетельством его индивидуальности, многогранного таланта и виртуозного владения профессией являются более полусотни блистательно сыгранных ролей в кино и столько же — в театре. А диапазон его поистине уникален: от Хлестакова и Тригорина до царя Федора Иоанновича и Сирано де Бержерака. Лирические и драматические, острохарактерные и комедийные — в каждую он вложил оттенки, присущие только ему. Среди режиссерских работ Соломина такие талантливые спектакли как “Ревизор”, ”Чайка”, ”Коварство и любовь” и “Лес”.

В историю кинематографа вошли незабываемые образы майора Звягинцева в “Блокаде” и Телегина в “Хождении по мукам”. Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы “Дерсу Узала” сделала его известным всему мировому кинематографу. А капитан Кольцов из “Адъютанта его превосходительства” навсегда стал его второй тенью. Были яркие запоминающиеся роли в картинах “ТАСС уполномочен заявить”, «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», но своими самыми любимыми Юрий Соломин считает работы в фильмах «И был вечер, и было утро» и «Сильные духом».

Ему посчастливилось работать вместе Жаровым и Бабочкиным, Ильинским и Дорониным, которые передавали профессию от учителя к ученику — “из рук в руки”. Огромной удачей для себя он считает дружбу с такими режиссерами и актерами как Марк Донской, Михаил Калатозов, Комаки Курихара, Жанна Моро и Марина Влади.

Лауреат Государственной премии России, народный артист СССР Юрий Соломин — обаятельный и невероятно скромный человек. Твердо отстаивает русские театральные традиции, глубоко переживает о ветеранах театра и считает Высоцкого великим поэтом, по песням которого потомки еще ”будут изучать историю Советского Союза”.

Летом прошлого года президент России наградил Юрия Соломина орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. А на последней Петровской Ассамблее “лучший адъютант” всех времен и народов был удостоен высшей национальной награды — ордена Петра Великого I степени. “Каждая награда остается в памяти навсегда, тем более, если она носит имя человека, который является для нас символом возрождения России”, – ответил Соломин. — Самое дорогое, что может быть для актера, это когда тебя уважает и чтит зритель. Поэтому эта награда мне дороже, чем любая другая”.

Дело Румянцева, Гоши и профессора

При одном упоминании его имени первое, что приходит в голову — Гоша из фильма «Москва слезам не верит». Трудно представить человека, который бы остался равнодушным к этому удивительно правдоподобному и обаятельному герою. Правда, сначала он отказался от этой роли, мотивируя свое решение занятостью на преподавательской работе. И это большая правда — много времени занимает работа во ВГИКе, где профессор Баталов заведует кафедрой актерского мастерства. Главная его забота сегодня — ученики, которым он трепетно передает секреты постижения профессии.

Более полувека Алексей Владимирович отдал кинематографу. На экране актер создал образ героя, о котором мечтают женщины и по-доброму завидует сильная половина человечества: молодой рабочий Алексей Журбин в “Большой семье”, шофер Саша Румянцев в “Деле Румянцева”, физик-ядерщик Дмитрий Гусев в “Девять дней одного года” – это уже киноистория страны. Гуров из «Дамы с собачкой», петербургский интеллигент Голубков из «Бега», Бороздин из фильма “Летят журавли” — среди его ролей не было проходных. А кто не помнит такие киноленты как «Дорогой мой человек», “Звезда пленительного счастья” и «Зонтик для новобрачных». Его героев знает не одно поколение зрителей. Картины с его участием смотрят снова и снова, понимая, что это и есть настоящее кино. Но мы знаем не только Баталова-актера. Как режиссер он экранизировал три классических произведения: “Игрок”, “Шинель” и сказку “Три толстяка”, в которой сам сыграл канатоходца-революционера Тибула.

Сын известных театральных актеров достиг не только кинематографического Олимпа. Его работы во МХАТе и театре Советской армии всегда отличались мягкой манерой исполнения и углубленностью в духовный мир своих героев. И это помимо того, что он обладает редчайшим для актера талантом — обращаться к каждому зрителю в отдельности.

Кумир нескольких поколений прошел все возможные “медные трубы”, ”воду” и ”огонь”, став поистине достоянием нашей культуры. Алексей Владимирович принадлежит к тем мастерам, для которых профессия актера — не только призвание, но и дело всей жизни. “Я многого не сделал из того, что хотел сделать. Но вот то, что я не хотел, я не делал” – его слова достойны восхищения.

Выдающийся актер современности Алексей Баталов — интеллигентный, добрый, спокойный, мудрый человек. И сильный — без демонстрации силы, и немного строгий, каким впрочем, и должен быть профессор. А еще о нем говорят: особенный и таинственный, благородный и притягательный, преданный и непостижимый. Да, он демократичен. Да, честен. Крайне редко дает интервью, не любит “тусовки”, существует вне сплетен и скандалов, зато много наблюдает и размышляет. Говорят, что чем человек талантливее и значительнее, тем он проще. И это все о нем.

Лауреат государственных премий, народный артист СССР Алексей Баталов награжден двумя орденами Ленина, славянским орденом «Кирилла и Мефодия», театральными премиями и призами. В знак особой признательности всенародно любимый актер получил еще один неожиданный, но приятный подарок от своих французских поклонников. Это было путешествие в далекий и загадочный Париж. В год своего юбилея за выдающиеся заслуги перед Отечеством Алексею Баталову был торжественно вручен ордена Петра Великого.

Первый офицер России

Под звуки фанфар на сверкающую в золоте прожекторов сцену не вошел, а влетел высокий красивый мужчина. Строгий темный костюм подчеркивал его стройную спортивную фигуру, а блеск глаз и гордо поднятый подбородок отражали всю торжественность момента. Словно священный Грааль он держал в руках шпагу, врученную ему минуту назад. Этим человеком был народный артист СССР Василий Лановой.

Школу закончил с золотой медалью. Полгода проучился на факультете журналистики Московского университета, а в 1957 году — в свои неполные восемнадцать — уже снялся в «Аттестате зрелости».

На сцене театра Вахтангова, с которым связаны полвека в профессии – еще со Щукинского училища, он сыграл множество запоминающихся ролей: от Огнева («Фронт») и юного политрука Бакланова («Вечная слава») до одной из наиболее удачных театральных работ — обаятельного принца Калафа в «Принцессе Турандот». Несмотря на тягу к романтическому образу, Василий Лановой – актер разноплановый, любит играть характерные роли, обладая незаурядной способностью придавать своим персонажам черты привлекательности — таковы мечтатель Протасов («Дети солнца») и влюбленный в жизнь Дон Гуан («Каменный гость»). Среди наиболее значительных его работ – Бернард Шоу в «Милом лжеце» и король Генрих II в спектакле «Лев зимой». А недавно “классик театра и кино” вышел на сцену в премьерной роли актера Леметра в трагикомедии французского драматурга Эрика Шмитта “Фредерик, или Бульвар преступлений”. Он не сыграл Гамлета и Чадского, о чем так мечтал, но его творческой биографии может позавидовать любой, даже самый удачливый актер: не каждому выпадает счастье создать столько замечательных образов в театре и кино.

И все-таки более широко Лановой известен по кинематографу. Один из самых романтичных литературных образов актер воплотил в фильме «Алые паруса», сыграв непревзойденного капитана Грея. Но мужественная внешность, волевые качества и горячий темперамент всегда отличали этого человека. Отсюда и ведущая тема в его творчестве – тема героизма, жизни на пределе возможного. Роль Корчагина в фильме “Как закалялась сталь” закрепила за ним амплуа главного героя. Кстати, как говорит сам актер, сегодня Павку он уважает даже в тысячу раз больше, чем тогда.

В чем феномен успеха фильма «Офицеры»? В первую очередь — это великолепно сыгранная роль Ивана Вараввы. После выхода картины на широкий экран его сразу стали величать не иначе как “первый офицер России”. Фильм глубоко воспринимается нашими детьми и внуками. И каждое поколение находит в нем свое: кто детство, кто зрелость, кто послевоенное время. Мы вспоминаем своих дедов, отцов, крутые повороты нашей истории. Между прочим, эту роль Лановой не считает самой большой удачей — были ведь и Вронский в «Анне Карениной», и Курагин в «Войне и мире». А уникальный эпизод в “Полосатом рейсе”?… Зрителям хорошо запомнилась драматическая лента «Иду на грозу», детектив «Петровка, 38», фильмы «Крестоносец-2» и «Барышня-крестьянка». В числе лучших его работ — «Семнадцать мгновений весны» и «Великая Отечественная», за которую Лановой был удостоен Ленинской премии.

“Человек-легенда” отечественного кинематографа не любит вопросов о личной жизни, нетерпим к штампу, американизации России и равнодушию — как в жизни, так и в искусстве. Василий Семенович — человек не религиозный, но глубоко верующий в духовность. Он абсолютно убежден, что общество не может существовать без романтики и возвышенных идеалов. Считает, что наша национальная идея – это Пушкин. Даже своим сыновьям он дал имена в честь великих русских поэтов — Александр и Сергей.

Василий Лановой сегодня заведует кафедрой художественного слова в Училище имени Щукина, много работает в театре, снимается в кино, любит и знает поэзию — великолепный чтец. Обладатель многих престижных премий, как и его коллеги по профессии, он с гордостью носит звание кавалера ордена Петра Великого. Интересно, что бы ответил Василий Семенович на вопрос: “Кем бы вы были, если бы жили во времена Петра I?”.

Дарить собственный талант людям – удел личностей неординарных. Герои современных Петровских ассамблей — Юрий Соломин, Алексей Баталов и Василий Лановой — радуют своих поклонников уже долгие годы. Орден Петра Великого, который им был присужден за исключительные заслуги и достижения, способствующие процветанию, величию и славе России, свидетельствует о признании их неоспоримого авторитета всем гражданским обществом. И легендарные актеры по праву заслужили эту высокую награду.

Достойные сыны Отечества, наша гордость и национальное достояние! Не стесняйтесь своих наград. Тем более если они носят имя великого реформатора земли русской Петра I.

Честь вам, слава и народная любовь!

Евгений Мохначев