Перейти к содержимому

Великому артисту от Великого Петра

«МОСКОВСКАЯ ПРАВДА», 27 июня 2006

Рубрика «Менеджеры новой эпохи»

ВЕЛИКОМУ АРТИСТУ ОТ ВЕЛИКОГО ПЕТРА

В Московском Кремле прошла юбилейная 10-я Петровская Ассамблея XXI века. В зале официальных приемов Государственного Кремлевского Дворца по традиции чествовали лучших. На Петровский Олимп поднимались государственные менеджеры, политики, руководители предприятий и ре-гионов, ученые, космонавты, деятели культуры. Среди удостоенных наград имени Петра Великого — один из самых выдающихся актеров современности.

Имя человека, которого знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, обладателя высоких правительственных и театральных званий, лауреата государственных премий, народного артиста СССР Михаила Ульянова сегодня внесено в летопись национальных героев страны — кавалеров Ордена Петра Великого. Высшей общественной наградой Российской Федерации он был награжден “за исключительные заслуги и достижения, способствующие величию, славе и процветанию России”. Огромный кремлевский зал рукоплескал, когда легендарный актер получал награду от своих поклонников и почитателей.

Добрый человек из Бергамака

“Удивительная и неординарная личность”, “яркий и самобытный актер отечественного кинематографа”, ”человек, которому я верю”, ”актер, который мог бы стать президентом”, “актер с мировым именем” – это малая толика того, что я слышал и читал о нем. Еще я бы смело добавил: настоящий герой нашего времени, к имени которого без тени сомнения можно добавить эпитет ”великий”.

Он востребован и любим всегда. Невероятно фотогеничен и узнаваем: его не путают с другими артистами, как некоторых “суперзвезд”. О том, что думает классик театра и кино о петровских лауреатах, возрождении лучших российских традиций мы беседовали в кулуарах ассамблеи.

“Те, кому вручаются петровские награды, — говорит Михаил Александрович, — это люди труда и высочайшего профессионализма. Люди, которые формируют атмосферу созидания. Петр I — символ веры и влюбленности в Россию — был великим человеком. Потому награда, носящая его имя, особенно почетна. Сама по себе награда — дело “холодное”, но за ней стоит человек, который создает мир своими руками. И неважно — рабочий это, инженер или ученый. Ассамблейные собрания дают людям возможность свободно общаться, решать вопросы совместно, объединяться, действовать. А это очень важно в наше время”.

Самое поразительное для меня открытие – его улыбка. Удивительно обаятельная, располагающая. Так может улыбаться только по-настоящему добрый, честный и уверенный в своей жизненной миссии человек. Набравшись смелости, я спросил Михаила Александровича, собственно не надеясь на серьезную реакцию: “Что нужно для того, чтобы вернуть России имидж великой, преуспевающей державы”? На что он ответил: “Сделать это можно, но только сообща, ибо жизнь человеческая в одиночестве бессмысленна. Надо только дать человеку свободу”.

Бессменный маршал кинематографа

Сибиряк и муромчанин Ульянов родился в селе Бергамак, что в Омской области. Артист — от природы, хотя лет до пятнадцати об актерской профессии и не помышлял. В 1950-м году окончил “Щуку”, а уже с 53-го много и плодотворно снимается в кино. Первые же работы талантливого актера в кинолентах «Они были первыми», «Дом, в котором я живу» и «Добровольцы» вошли в число лучших произведений отечественного кинематографа. Его герои всегда мужественны и обаятельны независимо от чина и звания: уверенная походка, волевое лицо, бархатный голос и редкостное великодушие. Они сразу полюбились зрителями.

Большой творческой удачей Михаила Ульянова стала роль Егора Трубникова в драме «Председатель». Именно за эту работу, по теперешним меркам — “звездную”, артисту была присуждена Ленинская премия. Его актерский диапазон по истине уникален: от трагикомической роли белогвардейского генерала Чарноты в булгаковском «Беге» до Дмитрия Карамазова в экранизации романа Ф. Достоевского, которую он осуществил уже как режиссер совместно с Кириллом Лавровым. Но, несмотря на десятки сыгранных ролей, для большинства зрителей Ульянов — это, прежде всего, маршал Жуков. Собственно сам командующий и утвердил его на эту роль – в киноэпопее «Освобождение». За четверть века Михаил Ульянов установил абсолютный рекорд по числу сыгранных ролей прославленного полководца. Этот образ он блестяще воплотил и в других фильмах о Великой Войне, каждый раз добавляя к портрету Жукова свои, ”ульяновские” штрихи. В общественном сознании даже сформировался кинообраз военного человека, который вот уже многие десятилетия заставляет нас переноситься в те далекие годы.

Все роли Ульянова – это истинный шедевр, высший пилотаж актерского мастерства. Среди лучших его работ — роли в фильмах “Сочинение ко Дню Победы”, «Частная жизнь», «Без свидетелей», ”Самозванцы” и картина «Самый последний день», где он дебютировал как режиссер и снялся в главной роли. Безусловно, по его киноролям потомки будут изучать мастерство актера. Вот только тайну ульяновского перевоплощения разгадать будет непросто, ведь в одном только взгляде своего героя он мог объединить любовь и нежность, радость бытия и боль утраты, слабость человека и его же силу – при абсолютной достоверности любого жеста и интонации.

Дом, в котором он живет

Михаил Ульянов – не только превосходный актер, режиссер и сценарист. Он еще прирожденный лидер, талантливый организатор и блистательный оратор. Одним словом, мощная личность. Спокойный и уверенный, что в наше время встречается не часто. Нужно было иметь редкое мужество и завидное терпение, чтобы в смутное перестроечное десятилетие возглавлять российский Союз театральных деятелей, который он спас от неминуемого развала.

Способностями к руководству Ульянова бог наградил сполна. На протяжении двух десятилетий он возглавляет один из самых «традиционных» театров страны — Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова. А бремя художественного руководства — ноша нелегкая. Уже более полувека он преданно служит главному и единственному театру своей жизни. К слову сказать, Ульянов — один из самых “взрослых” и опытных руководителей московских театров, настоящий “патриарх” среди худруков.

На прославленной сцене Михаил Александрович сыграл множество незабываемых ролей из отечественной и мировой классики. В его театральном репертуаре – шекспировские Антоний и Ричард III, любимая роль Бригеллы в легендарной «Принцессе Турандот», которую он играл долгие годы. А ульяновские персонажи в пьесах «Иркутская история» и «Варшавская мелодия» стали в свое время знаковыми. Природный дар и крепкий мужской темперамент позволили Ульянову создавать образы самых разноплановых персонажей: от председателя послевоенного колхоза до сильных мира сего – Ленина (“Человек с ружьем”), Сталина («Уроки мастера»), Степана Разина (по роману В.Шукшина «Я пришел дать вам волю…») и даже Наполеона (в пьесе Анатолия Эфроса).

Конечно, “вахтанговская школа” – это святое. Но “главный” по театру хорошо понимает: нельзя жить только традициями. Традициям тоже нужна современность, “свежее дыхание”, обновленная творческая энергия, новое видение. Ведь театр не терпит стандарта. И великий Ульянов стоит на том.

Каждое время рождает своих героев. Поколению сороковых необходим был Жуков, чтобы победить фашизм. Поколению шестидесятых — Ульянов, чтобы рассказать миру, как все это было. Целые поколения выросли на “Добровольцах”, “Простой истории” и “Солдатах свободы”. Наши дети и внуки учатся жизни по фильмам “Зал ожидания”, “Все будет хорошо” и героическому “Ворошиловскому стрелку”. И в этом бесконечная заслуга человека, который всю жизнь верой и правдой служит своему Отечеству.

Евгений Мохначев