«МОСКОВСКАЯ ПРАВДА», 10 января 2006 |
Рубрика «Менеджеры новой эпохи»
ПОТОМКАМ ОТ ВЕЛИКОГО ПЕТРА
Ведал ли Петр I, что каких-нибудь три столетия спустя его имя станет символом укрепления демократических основ и государственности, критерием эффективного управления, эталоном доблести и чести? Допускал ли мысль о том, что по делам его будут сверять достижения и заслуги человека? Как бы там ни было, но накануне новогодних праздников в Москве прошла 9-я Петровская Ассамблея XXI века, которая чествовала лучших управленцев, деятелей культуры, спортсменов, ученых и политиков. На престижный Петровский Олимп поднимались те, чьи имена широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В числе обладателей петровских наград — выдающийся актер современности Юрий Соломин и знаменитый бард Александр Розенбаум.
Адъютанту его превосходительства
С именем этого человека связана целая эпоха в истории отечественного театра и кинематографа. Свидетельством его яркой индивидуальности, многогранного таланта и виртуозного владения профессией являются блистательно сыгранные им роли. Он создал более полусотни незабываемых образов в кино и столько же — в театре: от Хлестакова и Тригорина до Сирано де Бержерака и царя Федора Иоанновича. Лирические или драматические, острохарактерные или комедийные — в каждую он вложил частичку самого себя, оттенки, присущие только ему одному. А диапазон творческих возможностей его поистине уникален. Ведущий актер театра, он выступает и как режиссер, создавая глубокие, талантливые спектакли. Среди его выдающихся сценических работ такие как «Коварство и любовь», «Чайка» и «Ревизор».
В историю кинематографа навсегда вошли созданные им образы Телегина в «Хождении по мукам» и майора Звягинцева в «Блокаде». Капитан Кольцов из «Адъютанта его превосходительства» стал его второй тенью, а роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» сделала его известным всему мировому кинематографу.
Лауреат Государственной премии России, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин возглавляет Государственный академический Малый театр по сегодняшний день. Волею судьбы этот театр вошел в его жизнь еще с юных лет. И сегодня жизни своей без театра он просто не представляет. Славные традиции этого храма искусства всегда помнили и почитали. И мало кому в наше нелегкое время удавалось сохранить академичность русского театра, его традиции, сберечь коллектив, создать репертуар заново.
Полгода назад, в день своего юбилея, от президента страны он получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. И вот сегодня легендарный Соломин удостоен главной награды гражданского общества — ордена Петра Великого I степени. Высший общественный орден присужден выдающемуся русскому актеру и режиссеру за исключительные заслуги и достижения, способствующие процветанию, величию и славе России. Наш разговор с народным актером начался в тот момент, когда костюмированный Петр I уже объявлял бал в честь лауреатов.
Юрий Мефодьевич, что значит эта награда для вас, как профессионала в области театрального искусства и как лучшего «адъютанта» всех времен?
— Каждая награда и каждое поощрение остается в памяти, тем более что эта награда носит имя человека, который для нас является символом возрождения России. Это первое. Во-вторых, вручение проходит в удивительно торжественной атмосфере, на таком необычном событии как Петровская ассамблея. Наконец, награду присуждает представительная комиссия, в составе которой столь авторитетные эксперты. А это — доверие большое. В тоже время для меня, как для артиста, все они тоже зрители. А это очень важно, когда тебя уважает и чтит зритель. Это самое дорогое, что может быть. Поэтому считаю, что эта награда дороже, чем любая другая. А когда это чувствуешь, хочется работать еще больше и лучше.
Как вы чувствуете себя в компании таких орденоносцев как Валентина Терешкова, Жорес Алферов и Михаил Калашников?
— Безусловно, это наша общая гордость, наше национальное достояние. Честно говоря, мне даже неудобно ставить себя в один ряд с Терешковой, потому что нет ни одного человека в мире, который бы не знал первую женщину, которая полетела в космос. А нобелевский лауреат Алферов? Все они всемирно известные личности.
Вы — первый художественный руководитель театра, избранный коллективом. Как вам удается сохранять традиции театра в наше непростое время?
— Я возглавляю Малый театр более 18 лет — с тех самых 80-х, когда все было еще «шатко-валко». И в театре я с 18 лет. Во всяком случае, это дом, в котором я вырос. Учился у Веры Николаевны Пашенной, Михаила Ивановича Царева. Мне посчастливилось играть главные роли с такими артистами, как Жаров, Ильинский, Бабочкин, Любезнов, Доронин. А это актеры, которые передавали профессию, как говорят, «из рук в руки», от учителя к ученику. Малый театр для меня — это наша история. Это национальный театр с той актерской школой, которая сохраняется по сегодняшний день. Вы, наверное, знаете, что наш театр не все почитают, хотя, в общем-то, открыто и не ругают. Да, иногда приходится биться за традиции. Плохо это или хорошо, но оценено это будет еще лет через сто-двести.
Так уж и двести? А что же будет завтра, через полгода?
— А в следующем году мы будем отмечать наш большой юбилей — 250-летие государственности русского театра. В 1756 году императрица Елизавета Петровна издала указ о создании Государственного императорского театра. Александринка — в Петербурге и Малый театр — в Москве. Празднование начнется 30 августа в Питере и закончится в начале сентября в Москве. Надо отдать должное, что и руководители нашей страны обратили на это внимание: несколько театров и учебных заведений получили гранты — на сохранение театральной школы, традиций русского театра. И это нужно ценить.
Коренной житель «града Петрова»
По сути, он родился в белом халате. Его дом — Россия, родина — Ленинград. И как коренной ленинградец, искренне мечтающий «придать домам знакомый с детства вид», он убежден, что другого имени у города на Неве быть не может. Врач по образованию, композитор, поэт и музыкант по призванию, он глубоко сожалеет, что редко бывает в родном городе — съемки, записи и плотный гастрольный график, отчего даже называет себя капитаном дальнего плавания.
Добрый стрелок и охотник, опытный наездник и несговорчивый политик, он всегда в исключительной физической форме — сказывается многолетняя спортивная закалка. Хороший знаток человеческой души, неординарно мыслящий человек, не терпящий никакого панибратства, он не мелькает на экране, как иные «звезды-однолетки». И не потому, что считается «неформатным» для ряда музыкальных программ. Просто человек он достаточно занятой. К тому же и живет не в Москве, куда сведены основные промо-мощности телеиндустрии. Главный смысл его жизни — это творчество. Казалось бы: талант, легкое перо и гитара — что еще надо, чтобы написать песню, от которой щемит сердце и выкатываются слезы у самых крутых мужиков? Как там, у классиков жанра: «Произведенье не родишь без вдохновенья»… Нет, тоже не «катит». Потому что это — труд, до шестнадцатого пота. А работать он может круглосуточно.
Еще на сцене, получая орден Петра Великого II степени за выдающийся вклад в развитие культуры России, обычно хлесткий и конкретный в ответах Александр Розенбаум сказал, что любое поощрение всегда воспринимает как аванс на будущую работу. Когда народный артист России оказался в кулуарах «красного» зала, мне удалось выяснить, как же кавалер относится именно к этой награде. Непринужденная атмосфера ассамблеи располагала к откровенному разговору.
Александр Яковлевич, как вы расцениваете присуждение вам ордена, который носит имя великого императора России?
— Общественная награда столь высокой комиссии не дается просто так. Здесь достаточно ответственные и профессиональные люди, независимые эксперты. Что греха таить, сегодня многие звания нивелируются благодаря обилию всевозможных корпоративных наград. Но получить орден Петра Великого — награду общенациональную, отражающую признание гражданского общества — это высокая честь для меня. Тем более приятно получать ее, будучи родом из города Петра Алексеевича. Я никогда не задираю носа. Любое благодарственное действие от людей, для которых я тружусь, пою, живу, любую награду, и в первую очередь, столь высокую, я расцениваю только как аванс, не более того. Это благодарность людей за мой труд. Значит, я должен сделать еще больше, я должен писать еще лучше, насколько это возможно. И я часто говорю: «Спасибо Родине за то, что она меня воспитала и спасибо моим родителям за то, что произвели меня на свет. А Родина и родители — это самое дорогое у человека».
Считаете ли вы, что в нынешнем тысячелетии эстафета петровских праздников должна продолжаться или у вас другие впечатления по этому вопросу?
— Любое действо, которое сохраняет и развивает исторические традиции родины, государства, и если оно направлено на пользу и процветание общества, надо возрождать. Существуют, наверное, традиции и не самые лучшие. Но такие, как Петровские ассамблеи, на которых отмечаются люди, много сделавшие для страны, конечно, должны продолжаться. Так что живи, Ассамблея! Виват тебе!
Орден Петра Великого, присужденный авторитетной общественной комиссией, имеет особенную ценность, поскольку свидетельствует о признании истинных заслуг перед гражданским обществом, перед Отечеством. Призвание дарить людям свой талант, радовать и удивлять зрителей своим творчеством, находками и достижениями — удел личностей неординарных. Герои нашей ассамблеи заслужили эти награды по праву. Их вклад в развитие отечественной культуры трудно переоценить.
В преддверии новогодних праздников мы поздравляем кавалеров с высокой общественной наградой, желаем им доброго здоровья и новых творческих свершений.
Евгений Мохначев