Перейти к содержимому

Место встречи изменить…

«МОСКОВСКАЯ ПРАВДА», 11 декабря 2006

 

Место встречи изменить…

Говорят, случайностей не бывает. Станиславский воскликнул бы: “Верю!”. То же подсказывает и собственный опыт: не бывает.
Их творческие пути не пересекались уже четверть века — ровно столько прошло с момента последней совместной работы в кино. И все же им суждено было встретиться. Не случайно и не на съемочной площадке, но место встречи не было дано предугадать никому из них.

В канун новогодних праздников Петровская Ассамблея XXI века по традиции чествовала лучших российских управленцев и политиков, выдающихся ученых и деятелей культуры, космонавтов, спортсменов. В этот непривычно теплый декабрьский вечер актер Владимир Конкин и кинорежиссер Станислав Говорухин оказались в славной команде петровских кавалеров. На ассамблее выдающимся российским кинематографистам были вручены ордена, которые носят имя первого российского императора Петра Великого.

Рождение Актера

Тогда, в середине 70-х, еще начинающему актеру Володе Конкину широкую известность и официальное признание принесла первая же его экранная работа. За роль Павла Корчагина в многосерийном телефильме “Как закалялась сталь” он был удостоен премии Ленинского комсомола и звания “Заслуженный артист Украинской ССР”. Писатель Островский сумел создать в своем романе, а актер Конкин на экране — идеальный образ, такой близкий и понятный современникам. А романтичный, интеллигентный герой был так необходим молодому поколению тех лет. Думаю и ровесникам третьего тысячелетия подобный пример мужества, верности, чести и глубокого патриотизма не станет лишним, ведь образец для подражания нужен был человеку всегда.

В свои двадцать с небольшим Владимир Конкин в полной мере познает тяжелое бремя славы. Устоять перед ее сверкающим сиянием всего труднее, но он с честью пройдет и медные трубы. Тысячи писем, толпы поклонниц и море искушений не сломают нашего героя. На волне ошеломляющей популярности у актера всегда есть опасность “уйти в тираж” и множество режиссеров были готовы эксплуатировать проходящий на ура типаж. И хотя актер часто отказывается от предложений, хороший сценарий находит его всегда. До встречи с Мастером ему предстоит создать еще немало запоминающихся образов – младший Никитин в «Романсе о влюбленных», поручик Извольский в «Марине», Аркадий Кирсанов в фильме “Отцы и дети”, Дмитрий Оленин в «Кавказской повести», подпоручик Костя в телесериале «Волны Черного моря». А яркая роль лейтенанта Суслина в драме Леонида Быкова “Аты-баты, шли солдаты” станет очередной крупной творческой удачей, его же герой – продолжением героического Павки.

Пройдет каких-нибудь пару лет, и творческие пути их неминуемо пересекутся. Судьба назначит им место встречи в той точке кинематографического пространства, где и Актер, и Мастер, суммировав приобретенные за годы профессионализм и творческий потенциал, создадут легендарный советский бестселлер. Став суперпопулярным, фильм “Место встречи изменить нельзя” закономерно войдет в золотой фонд российской культуры, а роль Шарапова принесет Владимиру Конкину очередной взлет популярности и истинно народную любовь.

Мне, его ровеснику, и Корчагин, и Шарапов, и Суслин – дороги одинаково. Впрочем, как и Федулов из «Сармата» – честный, порядочный следователь, настоящий “сыскарь”. Актер и сам признается, что для него это тот же Шарапов, только спустя 25 лет. Что ж, Шараповы тоже взрослеют. Но это — все та же, высокая планка Корчагина, ниже которой он опускаться не имеет права.

Лауреат премии Островского, народный артист России Владимир Конкин и сегодня продолжает радовать поклонников своими новыми работами. В кино — это картины «В круге первом» (Веренев), «Завещание Ленина» (Амелин), «На реке Девице» (Белых). На сцене – профессор Преображенский в «Собачьем сердце», король Генри в спектакле “Лев Зимой», полковник Мелкетт в «Темной истории» и Курносий в пьесе «С приехалом» по Шукшину. Своей жизнью в профессии Конкин доказывал не раз, что актерский диапазон может быть поистине неограниченным. Шутка ли — полсотни ролей в кино и столько же — на театральной сцене. А постоянные гастроли с антрепризой по стране и за рубежом?

В преддверии Нового года на 11–ой Петровской Ассамблее Владимиру Алексеевичу Конкину была торжественно вручена высокая национальная награда — Орден “Почетный знак Петра Великого”, который присужден выдающемуся актеру постановлением независимой общественной комиссии за значительный личный вклад в развитие культуры России. Эта награда отражает общественное признание, символизирует высшую оценку гражданского общества и присуждается за значительные заслуги перед Отечеством, способствующие славе, величию и процветанию России.

Признавая за собой право на непринужденное светское общение, традиционное для ассамблей, мы беседуем, почти не замечая волшебных звуков полонеза, возвещающих о начале петровского бала. Чем же эта награда дорога Конкину как актеру и каково его личное отношение к фигуре выдающегося государственного управленца?

— Я счастлив, что Петр I и меня пригласил в это лоно, что я тоже один из “птенцов гнезда Петрова”. Звание кавалера ордена более чем почетно. И то, что комиссия проголосовала за мою кандидатуру единогласно, для меня очень важно. Когда мои скромные дела в театре и кино оценены столь высоко — это как рукопожатие от Петра. Великий реформатор все делал жирными, рубенсовскими красками, тратя палитру своего сердца, отдавая частицу себя. Он дал возможность своим “птенцам” учиться, для чего посылал их в Европу и ездил сам, подавая пример достоинства и жажды знаний. Петр Великий узаконил главное: “Давайте работать, давайте поднимать и возвеличивать Россию”. Сегодня в стране нашей происходят великие события. Россия возрождается. И никакой ворон не заклюет нас, потому как мы держимся вместе. И каким бы родом деятельности мы не занимались – общественной, политической, культурной ли — мы начинаем слышать друг друга. И сердце радуется, что есть в моем Отечестве люди, которые объединили свой дух, знания и возродили Петровские ассамблеи.

Встреча с Мастером

Он один из немногих, чью деятельность невозможно определить одним словом или профессией. Актер, режиссер, сценарист, писатель, художник, депутат — в одном лице. В общем, человек-оркестр.

Станислав Сергеевич — по рождению пермяк. Крепкую мужскую закваску и невероятную работоспособность он унаследовал от своего отца, ведь тот был потомственным донским казаком. В 1958 году после окончания Казанского государственного университета работал геологом и журналистом. А уже в середине шестидесятых, с отличием окончив режиссёрский факультет ВГИКа, шлифовал свое искусство сначала на Одесской киностудии, а затем на «Мосфильме».

Это потом у Говорухина начнутся “Приключения Тома Сойера” и “Дети капитана Гранта”, из-под руки художника выйдут “Десять негритят” и “Ворошиловский стрелок”. Но в то время, пока Актер создает одну звездную роль за другой, Мастер делает свои первые шаги-шедевры в режиссуре – “Вертикаль”, “День ангела”, “Белый взрыв”, “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”. Позднее он и сам начнет сниматься — зритель узнает его по фильмам «Асса», «Орел и решка», “Возвращение Баттерфляй”, «Сукины дети» и по самой кассовой картине последних лет — “9 рота”. Два десятка актерских работ, но все опасные трюки он работает без дублеров. А еще Станислав Сергеевич напишет 3 книги и 14 сценариев, среди которых такие как «Пираты XX века», «Тайны мадам Вонг» и «Вторжение», а в соавторстве еще — и «Подмосковные вечера», «Черная вуаль», «Русский бунт».

Говорухин хорошо известен своей активной гражданской позицией – широкий общественный резонанс вызвала зовущая к покаянию и очищающая душу документально-публицистическая трилогия: «Великая криминальная революция», «Россия, которую мы потеряли» и фильм-лозунг «Так жить нельзя!», удостоенный премии «Ника» за лучший фильм 1990 года. Выдающийся кинодраматург снял 11 художественных фильмов и 4 публицистических. Свидетельством его яркой индивидуальности, многогранного таланта и виртуозного владения профессией являются и недавние его картины «Благословите женщину» и «Не хлебом единым”. Когда приходит Мастер, начинается волшебное, фантастическое действо под названием “Кино”. Настоящее, наше, российское!

К моменту их первой встречи каждый уже имел за плечами богатый кинематографический опыт и солидный багаж реализованных кинопроектов. Но провидению было угодно, чтобы Актер и Мастер все же встретились на одной съемочной площадке. Судьба свела их в 1979 году, чтобы создать светлое, доброе, честное и гениальное кино. Для работы над картиной “Место встречи изменить нельзя” Станислав Сергеевич собрал целое созвездие наших замечательных актеров: Сергей Юрский и Евгений Евстигнеев, Виктор Павлов и Наталья Фатеева, Армен Джигарханян и Зиновий Гердт, Леонид Куравлев и Валерия Заклунная, Александр Белявский и Александр Абдулов, Лариса Удовиченко и Иван Бортник. Безусловно, в успехе картины – частичка души каждого из них. Представить на их месте других актеров сегодня уже невозможно. И все же создатели легендарных и незабываемых персонажей, два Владимира — Конкин и Высоцкий уверенно держали в своих руках первые скрипки.

Народный артист России Станислав Сергеевич Говорухин сегодня — кавалер Ордена Петра Великого. Высший национальный орден присужден именитому режиссеру за исключительные заслуги и достижения, способствующие процветанию, величию и славе России. Получая награду, в своем ответном слове он с присущей ему легкой иронией сказал: “Спасибо всем, кто причастен к этому. Понимаю, что недостоин, но буду стараться. Рассматриваю эту награду как аванс, но буду всегда помнить об этом и постараюсь оправдать ваше доверие”. И когда Станислав Сергеевич говорит, что мы часто стали оглядываться на Запад, перенимать чужие традиции, культуру, я полностью с ним солидарен. Действительно, не пора ли нам начать жить своей жизнью, чтить свою историю, возрождать и преумножать свои, исконно русские традиции, поднимать и возвеличивать Россию. Перед лицом приближающейся нравственной национальной катастрофы мы возвращаемся к истокам духовности и культуры. Пришло время “собирать камни”.

Если не мы, то кто?

Евгений Мохначев